Гайд по античной философии
Редакция Puzzle BrainОписание
В современном понимании философия Античности охватывает период от образования первых древнегреческих государств - полисов (от VII в до н.э.) и развития греко-римского мира до падения Римской империи (до V в. н.э.), с которого большинство исследователей начинают отсчёт Средневековья.
Условно выделим главные этапы развития философской мысли, чтобы понять отличительные особенности и цепочку преобразований.
Период становления (VII–V вв. до н.э.) характеризуется изучением сущности окружающей действительности. Философы этого времени (именуемые досократиками) впервые заговорили об упорядоченности мира - космоса, априори прекрасного и гармоничного, космоцентризм стал основной чертой развития античной мысли. Лучшие умы этого времени ставили себе главной задачей понять законы устройства этого “порядка”, так, например, Пифагор отдавал главенство числам и пропорциям, Гераклит - всеобщему закону-Логосу, Демокрит - принципу всеобщей предопределённости, каждый находил своё объяснение мирозданию.
Классический период (IV в. до н.э.) характеризуется обращением к гуманитарной проблематике, то есть к месту человека в этом прекрасном космосе, так к принципу космоцентризма приходит и антропоцентризм. К философам этого времени мы относим гигантов мысли Сократа, Платона и Аристотеля, которые заложили основу для развития всех последующих идей, а также школу софистов, которые в условиях появления стольких глубинных философских учений вообще отрицали возможность познания абсолютной истины и сосредоточились на прикладном красноречии.
Эллинистический период (VI - III вв. до н.э.) характеризуется обращением к этической стороне жизни человека с позиции вопроса: “Как человеку жить, чтобы быть счастливым?”. Здесь существовало два полярных взгляда индивидуальной этики - эпикурейцев и стоиков. Первые допускали достижение счастья посредством получения удовольствий - от пищи, отдыха и полёта мысли, но только если они не приносят за собой бОльших страданий; вторые же были приверженцами воздержания от плотского в пользу морально-этического долга.
*Подробнее о каждом из упомянутых выше философов можно прочитать в отдельных статьях, имена и направления кликабельны.
В целом античная философия прошла от объяснения законов природы к поиску места человека в нём, а затем сосредоточилась на достижении им счастья, то есть от описания мира к практическому руководству по жизни в нём. Только вот беда: два лагеря - эпикурейского стремления к наслаждению и стоического воздержания - диктовали противоположные установки. Да и вера в многобожие только укрепляла рознь между базовыми поведенческими программами: сложно определиться, какое из божеств и, соответственно, какая сфера жизни приоритетнее, а ведь на двух стульях не усидишь. Назрела необходимость установления господствующего единого взгляда на правильное и неправильное.
Однозначные методические указания пришли в период Средневековья (VI–XV вв.) с установлением монотеистической религии (приставка “моно” означает один, единый в отличие от политеизма - многобожия, язычества).